«Буллинг в лицах. #НЕМОЛЧИ»
Программа превентивной и ситуативной профилактики буллинга в школе
Решаемая задача
развитие у школьников коммуникативных навыков
и умения конструктивно реагировать в ситуации травли и привлекать внешние ресурсы для разрешения конфликта
Решаемая задача
Название организации
Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»
Название организации
Автор (разработчик) практики
Евгения Владиславовна Писарева, ведущий психолог
Автор (разработчик) практики

Как выстроить взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений, чтобы создать в школе наиболее благоприятные условия для профилактики рисков и случаев буллинга?

Если понравилось, проголосуйте!

  • Краткое описание
  • Ресурсы
  • Сроки и место реализации
  • Результат
  • Информационный ресур
  • Видео
  • Есть вопросы?

Целевая группа: участники образовательных отношений – учащиеся общеобразовательных школ, педагоги, родители (законные представители).

Цель практики: ситуативная и превентивная профилактика буллинга в школьной среде.

Задачи практики:

  • способствовать формированию у детей и подростков модели бесконфликтного поведения;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • развитие умений и навыков у школьников компетентных коммуникаций в детском коллективе, конструктивного реагирования и привлечения внешних ресурсов в ситуации травли.

    Основные мероприятия:

  • выявление социальных статусов учащихся, рисков и случаев буллинга в образовательной среде (диагностика);

  • работа с учащимися 1 – 9 классов:
    – проведение классных часов с целью информирования учащихся о феномене буллинга, о возможных последствиях неконструктивного разрешения конфликтов, ответственности за причинение физического или психологического вреда другим людям; развития навыков учащихся эффективным способам противодействию буллингу и др.;

    – организация творческой деятельности:
    создание брошюры – раздаточного материала, помогающего детям отличить буллинг от обычного конфликта; показать, как можно конструктивно реагировать на травмирующие ситуации и напоминание – к кому нужно обратиться в сложившейся ситуации;
    создание серии комиксов на тему буллинга;

    – посещение по расписанию организованного на базе СОШ «Школьного кинотеатра» для просмотра детьми и родителями художественных и документальных фильмов, направленных на профилактику детской жестокости, буллинга, на развитие неравнодушия детей к друг другу;

    – организация совместной трудовой и проектной деятельности для сплочения коллектива (создание комикс-журнала и/или театральной постановки);

  • работа с педагогическим коллективом:
    – проведение семинара-тренинга с целью разъяснения педагогам сути феномена буллинга, причинах его возникновения, признаков, сигнализирующих о нездоровой атмосфере в классе, отличий травли от межличностного конфликта; показать возможные способы реагирования на факты буллинга, разъяснения последствий для всех участников травли;


    – проведение психологических тренингов, направленных на определение причин нарушений поведения, на умение объективно оценивать проблемное поведение учеников, на обучение учителей навыкам экстренного педагогического воздействия и общения в ситуации нарушений поведения и др.;

  • работа с родителями/ законными представителями учащихся:
    – проведение родительских собраний, направленных на информирование о сущности буллинга, его причинах и последствиях;


    – проведение тренингов, занятий, направленных на формирование навыков словесного айкидо, отработку техники «Я-сообщений» во взаимодействии с детьми, алгоритмов коммуникативных умений и примеров высказываний, построенных на их основе и др.;- посещение родителями школьного кинотеатра и просмотр фильмов по данной проблематике вместе с детьми;

  • организация и проведение индивидуальных консультаций участников программы;

  • диагностика участников образовательных отношений с целью проверки эффективности реализуемой программы;

  • выступление с докладом «Современные психологические проблемы несовершеннолетних, связанные с цифровым пространством» на организованном Центром развития региональных медиа и кино «Медиаполис» в г. Тюмени Интенсив для волонтеров «Безопасный интернет» в рамках проекта «Киберпатруль», созданного для борьбы с распространением противоправного контента, 2019 г.;

  • участие в ежегодном форуме для родителей «Подростки, родители, рок-н-ролл», 2020-2021 гг.;

  • участие в межрегиональном семинаре «Детство без страха. Развитие региональной системы обеспечения безопасного детства: актуальные достижения и перспективы», 2021 г.;

  • выступления на методических объединениях психологов и специалистов социальной сферы юга Тюменской области, проводимых в АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья», 2020-2021 гг.

Основными условиями внедрения и организации реализации программы профилактики буллинга явились: учет возрастных особенностей, интеграция в повседневную жизнь, комплексность, системность и целостность.

Данная практика стала основой программы Спецкурса «Детство БЕЗопасности», разработанной по запросу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области.

Финансовые ресурсы:
в рамках текущего финансирования деятельности учреждения.

Кадровые ресурсы:

  • педагоги и психологи образовательных организаций;
  • инспекторы по охране детства;
  • специалисты социальной сферы, прошедшие обучение по данной программе.

Информационно-методические ресурсы:

  • сайты, социальные сети образовательных организаций и центра Семья;
  • СМИ, публикации в научных журналах:
    Писарева Е. В. Профилактика буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности / Е. В. Писарева // Академия педагогических идей «Новация». – 2019. – № 12 (декабрь). – URL: http://akademnova.ru/page/875548;
    – Писарева Е. В. Профилактика буллинга у младших подростков во внеурочной деятельности / Е. В. Писарева // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (28 декабря 2019 г., г. Оренбург) : в 3 ч. – Уфа : OMEGA SCIENCE, 2019. – Ч. 1. – 248 с. – URL: http://os-russia.com/SBORNIKI/KON-280-2.pdf.;
    – серия статей в газетах «Тюменский курьер» и «Тюменские известия», выступления на ТВ (2020-2021 гг.)
  • печатная продукция.

Организационные и управленческие ресурсы:

  • предоставление соответствующих помещений в образовательных организациях для реализации эффективной практики;
  • взаимодействие с Департаментом социального развития Тюменской области, Департаментом физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области, Департаментом по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, Департаментом образования и науки Тюменской области.

Срок реализации: с 2016 года по настоящее время.

Место реализации: 

  • образовательные организации города Тюмени,
  • учреждения социального обслуживания населения.
  • В школах города Тюмени в период с 2016 по 2019 гг. организовано и проведено:
    – 143 занятия, в которых приняли участие около 5000 учеников, педагогические коллективы школ г. Тюмени и Тюменского района, родители (законные представители) учащихся;
    – 16 семинаров для педагогов;
    – 42 родительских собрания с элементами тренинга для родителей (по согласованию с администрациями образовательных организаций города Тюмени и Тюменской области).

  • В период с 2020 по 2021 гг. проведено:
    – 37 тренингов для специалистов социальной сферы и педагогических работников Тюменской области на базе АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья»;
    – 34 индивидуальных консультации (в очном и онлайн формате) детей и их законных представителей по факту выявленного буллинга, даны рекомендации, оказана психологическая помощь семьям.

  • Уровень удовлетворенности участников результатами реализации программы – 100%.

  • Информированность целевой группы по данной теме – 100%.

  • Психологическая готовность всех участников образовательных отношений к работе по профилактике рисков и случаев буллинга – 95%.

  • Уровень развития эффективных коммуникативных навыков, личных компетенций – 92%.

  • В детских коллективах, где частично или полностью реализовывалась программа отмечалось:
    – снижение рисков и случаев буллинга;
    – развитие у школьников навыков бесконфликтного поведения, толерантности, эмпатии, неравнодушия к другим;
    – развитие основ нравственного воспитания, основ эмоционального интеллекта;
    – налаживание детско-родительских отношений, повышение воспитательных компетенций семей, понимание того, что дети являются отражением семьи, что именно родители несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
    – формирование у педагогов ресурсов и возможностей более эффективно выстраивать отношения с учениками.