«Шаг вперёд»
Программа по формированию навыков социально-бытовой адаптации у детей-инвалидов
«Шаг вперёд»
Программа по формированию навыков социально-бытовой адаптации у детей-инвалидов
Предыдущая
Следующая
Решаемая задача
Пошаговое формирование навыков социально-бытовой адаптации у детей-инвалидов в рамках прохождения комплексной и курсовой реабилитации на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья
Решаемая задача
Название организации
Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Согласие» города Ишима»
Название организации
Автор (разработчик) практики
Врублевская Лариса Ивановна,
специалист по реабилитационной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями
Автор (разработчик) практики

Как помочь
ребенку-инвалиду  приобрести конкретные навыки и умения по социально-бытовой адаптации?

Если понравилось, проголосуйте!

  • Краткое описание
  • Ресурсы
  • Сроки и место реализации
  • Результат
  • Информационный ресур
  • Видео
  • Есть вопросы?

Целевая группа: дети-инвалиды в возрасте от 3  до 18 лет и члены их семей.

Цель практики: формирование социально-бытовых навыков у детей-инвалидов для их дальнейшей и успешной социализации в обществе.

Задачи практики:

  • выявление уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей-инвалидов;
  • создание благоприятных условий для проведения коррекционных занятий с детьми-инвалидами по формированию социально-бытовых навыков с привлечением членов их семей;
  • обучение родителей методам и приемам реабилитации и абилитации в домашних условиях;
  • закрепление результатов после проведенных коррекционных мероприятий с детьми-инвалидами.

Основные мероприятия:

  • диагностика уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей-инвалидов на входе и выходе;

  • проведение коррекционных занятий в индивидуальной и подгрупповой форме в соответствии со спецификой имеющихся заболеваний:
    – развитие навыков мелкой и общей  моторики, совершенствование координации движений  у детей целевой группы (проведение двигательного тренинга; отработка навыков  шнурования, расстегивания/ застёгивания пуговиц, замочков,  молний, ремней с использованием рамок с застёжками,  обучающих стендов,  тренировочных жилетов; проведение практического занятия для родителей и  законных представителей по обучению ребёнка конкретному навыку через приём «рука в руке», отраженную и сопряженную деятельность);

    – развитие познавательных процессов, повышение эмоционального контакта, выполнение простых подражательных функций, обучение использования указательного жеста, отработка выполнения простой одноступенчатой речевой инструкции;

    – овладение детьми целевой группы конкретными навыками самообслуживания (проведение занятий по привитию культурно-гигиенических навыков; по обучению детей навыкам одеваться/ раздеваться, сортировать одежду, навыкам повседневного ухода за одеждой; по развитию хозяйственно-бытовых и трудовых  навыков и др.);

  • консультирование и обучение родителей основам реабилитации или абилитации в ходе реабилитационного процесса, в том числе через интернет-ресурсы: Viber, WhatsApp, скайп, zoom.

Финансовые ресурсы:

  • финансирование программы осуществляется за счёт средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственного задания учредителя, внебюджетных и спонсорских средств:
    – создание благоприятных условий для проведения коррекционных занятий с детьми-инвалидами по формированию социально-бытовых навыков с привлечением  членов их семей – 6 825, 056 тыс. руб.;
    – обучение родителей детей целевой группы (связь, транспортные расходы, печатная продукция) – 43 000 руб.

    Кадровые ресурсы:

  • директор АУ СОН ТО «СРЦН «Согласие» г.Ишима» И.А. Макарова – управление реализацией практики, решение организационных вопросов, создание благоприятных условий для реализации практики, оказание методической помощи;
  • заместитель директора по основной деятельности АУ СОН ТО «СРЦН «Согласие» г.Ишима» Л.А. Неживова – оказание методической помощи, координация программных мероприятий;
  • заведующий отделением дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья О.В. Слабожанина – содействие в формировании целевой группы, осуществление контроля за реализацией практики;
  • специалист по реабилитационной работе АУ СОН ТО «СРЦН «Согласие» Л.И. Врублевская – разработка и реализация практики.

    Информационно-методические ресурсы:

    в учреждении  имеется необходимая методическая литература, дидактические и раздаточные материалы для детей целевой группы и их родителей, наглядные пособия, открыт доступ в сеть Интернет.

    Программное обеспечение:

    программный продукт «ЗД модуль «Однокомнатная квартира».

    Организационные и управленческие ресурсы:

  • оборудовано 2 специальных кабинета по социально-бытовой адаптации;
  • имеется квалифицированный специалист со специальным образованием;
  • разработана программа по формированию  навыков социально – бытовой адаптации у детей – инвалидов «Шаг вперёд», автор-разработчик специалист по реабилитационной работе Л.И. Врублевская;
  • создана материально-техническая база;
  • имеется корпоративный сайт учреждения http://www.srcnsoglasie.ru/, где размещается информация о реализации практики.

Срок реализации: 2019 – 2020 гг.

Место реализации: АУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних  «Согласие» города Ишима».

Краткосрочный результат:

  • В реализации программы по формированию навыков  социально-бытовой адаптации приняли участие 85 (100%) детей-инвалидов.

  • В 2019 году у 71 (83,5%) ребенка-инвалида наблюдается повышение потенциальных возможностей к овладению социально-бытовых навыков, из них 37 (52, 1%) овладели конкретными навыками самообслуживания. У 14 (16,5%) в силу нозологии наблюдается низкий уровень развития конкретных навыков по самообслуживанию.

  • В 2020году у 73 (85,8%) детей-инвалидов наблюдается повышение потенциальных возможностей к овладению социально-бытовых навыков, из них 41 (56%) овладели конкретными навыками самообслуживания. У 12 детей (14%) в силу нозологии наблюдается низкий уровень развития конкретных навыков по самообслуживанию.

Долгосрочный результат:

  • К 18 годам у детей-инвалидов, участвующих в реализации программы, будут сформированы социально-бытовые навыки, которые позволят им социализироваться в обществе и проживать самостоятельно.